Рынок цветных металлов восстанавливается после кризиса

BAU.ua 23 декабря 2009 г., 17:06

Но основные потребители алюминия еще не совсем оправились от потрясений, поэтому пока стоит воздержаться от чрезмерного оптимизма, считает Евгений Жуков, управляющий директор компании `русал Красноярск`
— Какие основные риски и вызовы испытал Красноярский алюминиевый завод в 2008–2009 годы?

— Алюминиевая отрасль пережила сложный год падения цен и роста запасов на складах. В течение года цены на первичный алюминий на LME постепенно выросли на 35 процентов, но при этом ситуация с запасами на складах LME пока не меняется. К примеру, нынешних резервов металла хватит для выпуска почти 70 тысяч самолетов Boeing-747, в то время как обычно в год компания производит их менее полутора тысяч. Поэтому и для `РУСАЛа` в целом, и для Красноярского алюминиевого завода в частности прошедший год выдался сложным. Завод максимально оптимизировал расходы.

Большая проблема — постоянный рост энерготарифов. КрАЗ является крупнейшим потребителем и плательщиком за электроэнергию. При этом расходы на электроэнергию — это единственный показатель, который растет ускоренными темпами. Энергетики, несмотря на экономический спад и принципиально иные условия хозяйствования, не мотивированы сегодня изменять условия своей работы на рынке, предпочитая иметь избыточные мощности и не предоставлять скидку на тариф. Только за первое полугодие 2009 года энерготарифы выросли более чем на 70 процентов по сравнению с тем же периодом 2008 года, что существенно осложнило выполнение программы снижения себестоимости. Кроме того, КрАЗ в этом году вышел из пилотного проекта. Соответственно, завод потерял право покупать электроэнергию с определенными преференциями как один из крупнейших потребителей, обеспечивающих в том числе надежность энергосистемы. Для того чтобы завод снова стал пилотом, необходимо ходатайство правительства края. Нам было в этом отказано. Выход из ситуации КрАЗ видит в переходе на прямые взаимоотношения с ФСК (Федеральная сетевая компания), исключая посредничество МРСК. Переход на сотрудничество с ФСК позволит нам экономить ежегодно до миллиарда рублей, что важно для КрАЗа как крупнейшего в крае работодателя — и для сохранения текущей численности персонала, и для обеспечения постоянных вакансий на рынке труда Красноярска.

Несмотря на трудности, по итогам года завод выпустит практически тот же объем алюминия, который был получен в прошлом году. Ни одно заводское подразделение не прекращало работы, ни разу завод не задерживал выплат заработной платы. Спустя год работы в новых экономических условиях компания оценила, что корпоративная антикризисная программа `РУСАЛа` `Быть первым` действительно оказалась эффективной и стратегически верной. КрАЗ добился существенного прогресса в снижении издержек — в среднем на 35 процентов.

— Ваша бизнес-стратегия предполагает продолжение инвестиционной политики. Сложно ли находить средства на инвестиции в техническую модернизацию производства, особенно в период снижения цен на основную продукцию?

— Несмотря на изменившиеся условия, в этом году мы успешно завершили широкомасштабную программу модернизации КрАЗа. В первую очередь она была направлена на снижение нагрузки на окружающую природную среду. Всего за пять лет `русал` инвестировал в развитие нашего завода более 300 миллионов долларов. Хочу отметить, что с завершением проекта экологическая модернизация Красноярского алюминиевого завода не закончилась. Сейчас в пятом корпусе ведется эксперимент по отработке технологии производства алюминия с использованием коллоидного анода на электролизерах Содерберга нового типа. При положительных результатах опытных работ новая технология будет распространена не только в других корпусах КрАЗа, но и на других сибирских алюминиевых заводах компании, работающих на электролизерах Содерберга.

— Ваши прогнозы: есть ли тенденция к оживлению экономики в основных индустриальных отраслях России? Может ли уровень потребления алюминия быть индикатором состояния экономики в стране и мире?

— За последнее время цена на Лондонской бирже металлов значительно выросла, наконец преодолев отметку в 2 000 долларов за тонну. Хотя мы уверенно смотрим в будущее, пока воздерживаемся от чрезмерного оптимизма. Скорее всего, следующий год не будет легче. Если рецессия мировой экономикой пройдена, то явного прогресса в основных индустриальных отраслях еще не нет. Основные потребители алюминия еще не оправились от потрясений: авто— и авиапром практически не развиваются, строительство также не вернулось к докризисному темпу работ. Алюминий скапливается на складах. В каком-то смысле уровень потребления алюминия может восприниматься как индикатор состояния экономики в мире.

Но я считаю, что алюминиевая отрасль России обязательно выстоит. `русал` за этот сложный год сделал важные и ответственные шаги — завершил реструктуризацию задолженности, получил новые рынки сбыта, продолжил совершенствование производственной системы на действующих заводах. У КрАЗа также есть все условия для эффективной работы.

http://www.expert.ru/

Последние новости раздела