Одним из важных событий в мировой металлургии в ближайшее время станет установление нового уровня контрактных цен на железорудное сырье при поставках в следующем финансовом году

BAU.ua 18 марта 2010 г., 15:17

Продолжающиеся переговоры между основными потребителями ЖРС и поставщиками проходят на фоне сохраняющегося высокого уровня спроса на сырье со стороны Китая, постепенного увеличения выпуска чугуна и соответственно потребностей в железной руде со стороны других стран.

После достаточно значительного периода стабильного уровня спотовых цен на ЖРС в Китае (февраль-первая половина марта), в стране вновь произошел их рост, который, скорее всего, продолжиться. Одной из причин повышения спотовых цен помимо активного спроса, стало и увеличение ж/д тарифов на перевозку железной руды для отгрузок на экспорт в Индии в среднем на Rs300/т ($7/т) во второй половине марта текущего года. А, учитывая действующие экспортные пошлины на индийское ЖРС, можно считать, что конкурентоспособность индийских поставщиков снизилась по сравнению с бразильскими и австралийскими экспортерами. Хотя в Бразилии также могут ввести экспортную пошлину на ЖРС. Ввод новых ж/д тарифов сказался и на уровне спотовых цен на индийскую руду в Китае в середине марта, которые увеличились как раз на $7/т.

Так, цены на индийскую железорудную мелочь с содержанием железа 63,5 %, поставляемую в Китай, составляли на 17 марта $145-147/т cfr ($117/т fob), с содержанием железа 63/62% - $142-144/т cfr ($114/т fob), 62/61% - $137-140/т cfr ($109/т), 61-60% - $131-135/т cfr ($103/т), 60/59% - $124-128/т ($96/т) и 59/58% - $118-122/т ($90/т). Отметим, что еще 12 марта цены были на $7/т ниже.

Индийские поставщики быстро отреагировали на увеличение спроса и намерение других экспортеров поднять цены, что и привело к существенному росту цен к середине марта. Китайские производители подтвердили, что в середине марта сделки ниже $145/т не осуществлялись.

Все это способствует только более значительному уровню повышения контрактных цен на ЖРС.

Пока переговоры по уровню новых контрактных цен на ЖРС продолжаются, но решение, очевидно, можно ожидать в апреле. Тем более что ведущие экспортеры ЖРС намерены существенно повысить цены на ЖРС.

И если ранее считалось, что уровень контрактных цен на ЖРС в 2010 ф.г. повысится не менее чем на 40%, то уже в настоящее время JPMorgan Chase & Co, прогнозирует рост цен на 65 %, а другие – в пределах 80 %. Бразильская Vale считает, что цены должны вырасти на 90%. Понятно, что ведущие экспортеры ЖРС заинтересованы в максимальном повышении уровня цен, в том числе Vale SA, Rio Tinto Group и BHP Billiton. Усилению позиций ведущих экспортеров ЖРС способствует и создание совместного предприятия группами Rio Tinto и BHP добыче железной руды.

Министерство торговли Китая сообщило, что китайское правительство намерено поддержать металлургические компании, которые обратились с просьбой поднятия переговоров по ценам на национальный уровень, правительством будет оказана вся необходимая поддержка, что позволит ограничить рост цен. Но министерство торговли Австралии опровергает это и считает, что правительство Китая не намерено вмешиваться в ход переговоров по ценам, так как эта коммерческая сторона вопроса должна решаться только между производителями и непосредственными потребителями.

В Китае большое внимание уделяют поиску новых месторождений железной руды и соответственно увеличению ее добычи внутри страны. Только в 2009 г., по данным Ministry of Land and Resources (MLR), были открыты новые месторождения с запасами почти в 5 млрд т, в том числе месторождение в провинции Liaoning с запасами в 3 млрд т (с возможным их увеличением до 7 млрд т). Но значительный рост производства черных металлов в стране обуславливает высокую степень зависимости национальных металлургических предприятий от импорта ЖРС. И вряд ли в долгосрочной перспективе эта зависимость существенно снизится.

Китай в условиях дальнейшего роста производства чугуна и стали будет вынужден наращивать и импорт ЖРС, что усиливает позиции ведущих производителей железорудного сырья на мировой рынок при проведении переговоров по установлению нового уровня контрактных цен.

Понятно, что китайские металлургические компании ищут пути диверсификации поставок ЖРС, приобретают контроль над железорудными активами по всему миру. Но это не решает проблемы в целом.

По данным таможенной статистики, в 2009 г. импорт ЖРС в страну был рекордно высоким и составил 627,8 млн т, что на 41,6 % выше уровня 2008 г. В то время как производство чугуна в стране в 2009 г. составило 543,7 млн т, что на 15,4 % превысило показатели 2008 г. В стоимостном выражении импорт ЖРС в страну снизился на 17,4 % до $50,14 млрд и при этом средняя цена составила $79,9/т, что на 41,5 % ниже чем годом ранее.

Импорт железной руды в 2009 г. начал увеличиваться с февраля и в сентябре объем импорта достиг 64,38 млн т и хотя в последующие месяцы 2009 г. по сравнению с сентябрем наблюдалось снижение, но оно не было значительным. Тем временем средняя импортная цена выросла до $86,6/т cfr. В январе и феврале 2010 г. средний уровень цен на ЖРС продолжал расти. В январе он составил $89,9/т, а в феврале - $95,9/т.

В 2009 г. государственные предприятия Китая импортировали 400 млн т железной руды (рост на 27,3 % по сравнению с уровнем 2008 г.), что составило 64,4 % от общего объема импорта. В 2009 г. Китай импортировал 262 и 143 млн т железной руды из Австралии и Бразилии, что выше показателей 2008 г. на 42,6 и 41,7 % соответственно. На долю этих двух стран пришлось 64,3 % от общего импорта ЖРС в страну. Тем временем импорт ЖРС из Индии увеличился на 18 % и достиг 107,5 млн т. Увеличились поставки на китайский рынок из ЮАР, Украины, России, Мавритании. Но в перспективе можно ожидать снижения поставок железной руды из Индии в Китай.

В ближайшие 5 лет Индия планирует сократить поставки железной руды в Китай на 5-10 %, в связи с ростом спроса на нее на внутреннем рынке страны. Ожидаемый в долгосрочной перспективе рост производства черных металлов в Индии приведет в дальнейшем к существенному сокращению экспорта ЖРС из страны.

В 2009 г., по данным ISSB, экспорт ЖРС из Индии составил порядка 113 млн т, что на 13% превысило показатели предыдущего года. Понятно, что Индия поставляет свое железорудное сырье в основном в Китай.

За 10 месяцев текущего финансового года Индия увеличила поставки железной руды на мировой рынок до 89,27 млн т, что на 10,47 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года.

В 2009 г. 235 предприятий являлись импортерами железорудного сырья в Китай и приблизительно 28 из них сократили импорт по сравнению с 2008 г. Так, в 2009 г. двадцатка крупнейших импортеров закупила 290 млн т железной руды, что составило 46,5 % от общего импорта железной руды, что на 5,6 % ниже, чем было импортировано за 2008 г. Китайские металлургические компании быстро оправившись от негативного влияния мирового финансового кризиса, стали активно увеличивать производство металлопродукции, а, следовательно, и закупки железорудного сырья.

И хотя в январе 2010 г. Китай существенно снизил закупки ЖРС на мировом рынке по сравнению с последними месяцами предыдущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. был отмечен существенный рост. В январе 2010 г. импорт ЖРС в Китай составил 46,62 млн т, что ниже показателей декабря 2009 г. на 15,54 млн т, но на 43 % выше уровня января предыдущего года, когда было ввезено 32,61 млн т. В феврале закупки ЖРС по импорту достигли 49,38 млн т (рост на 5,6% к февралю предыдущего года). Всего в январе-феврале 2010 г. Китай импортировал 96 млн т ЖРС, что почти на 21% выше показателей января-февраля 2009 г.

По прогнозам, в 2010 г. произойдет новый рост импорта ЖРС в страну вследствие ожидаемого увеличения производства черных металлов.

http://www.rusmet.ru/

Последние новости раздела