В экономике Украины имеются предприятия, которые успешно преодолевают кризис

В экономике Украины имеются предприятия, которые успешно преодолевают кризис

Для любой страны энергетика является особой отраслью, без которой невозможно развитие промышленности, не говоря уже о социальной сфере. Для России энергетика – основа существования и позиционирования в международной табели о рангах. Это – и экономика, и политика. Но нефть, газ, уголь – это лишь основа для получения электричества. Символом советской энергетики долгое время было изображение плотины `Днепрогэса`. И это действительно так: ведь строили ГЭС представители десятков народов СССР. Рядом же создавались и предприятия металлургического комплекса, использующие преобразованную энергию Днепра. А недалеко от самого `Днепрогэса` после войны было создано и стало знаменитым еще одно предприятие – `Запорожтрансформатор`. Ныне ОАО `ЗТР`, входящее в сферу интересов российского бизнесмена запорожского происхождения Константина Григоришина, является единственным из крупных предприятий региона, в котором не произошли массовые сокращения персонала, урезания зарплаты или ликвидация социальной сферы. Такой вот островок стабильности среди волн кризиса. Удивительно? Это смотря для кого.



Подстелили соломку



Если что удивляет, так это то, что к кризису здесь стали готовиться еще пять лет назад. Выбрав стратегические направления, руководство предприятия решило ежегодно пересматривать тактику реализации этих задач. То есть, рассматриваются несколько сценариев развития рынка, анализируются самые уязвимые места и вырабатываются мероприятия по повышению конкурентоспособности. Только в 2008-2009 годах на заводе началось внедрение более ста стратегических проектов.

Казалось бы, абсурдно иметь столько стратегических задач – попробуй за всеми уследить! Ведь стратегия подразумевает глобальность и долговременность реализации задуманного. Но, по словам генерального директора предприятия Игоря Клейнера, эти проекты включают в себя различные аспекты деятельности: от реконструкции испытательной станции до ремонта бытовых помещений.

На заводе разобрали подетально и проанализировали практически все технологические операции, производственные переделы, унифицировали конструкции трансформаторов. Кроме этого, большое внимание было уделено логистике, повышению производительности как самого предприятия, так и каждого его работника. И поэтому инвестиционные проекты, внедренные в прошлом году, сегодня уже дают солидную отдачу. Модернизированы магнитопроводное, обмоточное, сварочное производства, цех высоковольтных испытаний. Все это позволило, несмотря на несвоевременные поставки ряда материалов и комплектующих, выдержать взятый в прошлом году темп и в первом полугодии этого выйти на выпуск продукции более 17 млн. кВА.

Справка: Выпуск продукции измеряется не в тоннах, штуках или метрах, а в мощностных характеристиках трансформаторов. Так, за время работы предприятия было выпущено более 160 тыс. единиц оборудования. Производственная мощность ОАО `ЗТР` составляет 60 тыс. МВА в год. Достигнутый производственный максимум – 70 тыс. МВА – был получен в 1988 году. Отметим, что доля рынка запорожских трансформаторов в СНГ составляет более 40%. Помимо производства трансформаторного оборудования, ЗТР осваивает инновационные виды продукции, успешно выпуская, например, управляемые шунтирующие ректоры, предназначенные для компенсация реактивной мощности в сетях переменного тока.



Антикризис



Электротехническая промышленность по сравнению с другими подотрослями машиностроения сегодня является более востребованной. Не вся, конечно, но значимая ее часть. Ведь конечная продукция связана со стратегическими производствами, которые в самый жесткий кризис не будут остановлены. Или же до них очередь дойдет в последний момент. Поэтому заказами ОАО `Запорожтрансформатор` пока, к счастью, обеспечен. А раз есть заказы, значит можно модернизировать и производство, чтобы не отставать от конкурентов.

Вот и сегодня завод завершил внедрение крупного инвестиционного проекта модернизации намоточного производства. В рамках данного проекта на ЗТР установлены три вертикально-намоточных станка производства компании `GunterSeibold Maschienenbau Gmbh` (Германия) и один горизонтально-намоточный этого же производителя. Стоимость проекта составила более 1 млн. евро. Помимо приобретения новых станков, была осуществлена модернизация действующего парка оборудования.

Рассчитывая портфель заказов, на ЗТР исходят из реальных сумм, которые затем вкладываются в реализацию конкретных проектов. Так, в июне предприятие заключило контракт с армянско-российским ЗАО `АрмРосгазпром` на поставку трансформаторного оборудования для строящегося 5-го блока Разданской ТЭС. Предметом контракта стала поставка четырех трансформаторов: 3 блочных трансформатора – 400 МВА 220 кВ, 200 МВА 220 кВ, 40 МВА 35 кВ; и один трансформатор для собственных нужд 5,3 МВА 15 кВ. Отгрузка продукции планируется в декабре этого года.

Но есть уже и готовая продукция. Так трансформатор, установленный в порту Южный (г. Одесса), позволит обеспечить энергоснабжение нового угольно-рудного терминала. Первая очередь была введена в строй в декабре прошлого года, и сейчас комплекс может принимать суда дедвейтом до 70 тыс. т, вторую планируется ввести в эксплуатацию к концу лета. Обе очереди расположены на причалах 19 и 20, энергоснабжение которых происходит посредством трансформатора запорожского производства. Сумма контракта составила 2,52 млн. грн.

И все-таки, кризис не мог не отразиться на предприятии. Сложнее стало получать заказы, ухудшилась прогнозируемость, а также ритмичность поступлений денежных средств. Поштормило, но корабль выдержал первые шквалы и сегодня загружен весь производственный цикл. Сейчас руководство думает, как усилить дисциплину и обеспечить европейскую пунктуальность в работе.

`Одна из первоочередных мер, к которой прибегают во всем мире, – оптимизация оборотного капитала, – рассказывает Игорь Лейнер. – Еще в 2008 году мы активно занялись вовлечением запасов в производство, а также их сокращением. Мы уменьшили и объемы незавершенного производства, а в этом году практически подошли к классической схеме just-in-time, когда все материалы и комплектующие немедленно берутся в работу, а не попадают на склад. И при этом, объем производства на ЗТР по сравнению с 2008 годом не уменьшился`.

Обеспечив компании финансовую стабильность, руководитель предприятия считает, что необходимо укреплять жизнеспособность завода. С этой целью для более эффективного решения проблемных вопросов с марта этого года на ЗТР действует так называемая `Клиника проблем`. В ее основе лежат мозговой штурм, совместная проработка ведущими специалистами различных функций управления актуальной для предприятия проблемы и определение плана действий по её устранению. В создании такой `Клиники` и проведении ежемесячных совещаний между ключевыми функциями управления использован опыт мирового лидера по производству лифтового оборудования компании OTIS.

Но, естественно, в период кризиса для трансформаторостроителей на первом месте стоит задача сбыта продукции. В первом полугодии снизили активность заказчики из России, Казахстана и Украины. Это объясняется сужением объемов инвестиционных программ в энергетике. Поэтому ЗТР пытается расширить географию реализации своей продукции.

И если раньше из-за отсутствия резервов производственных мощностей завод не расширял поставки в страны дальнего зарубежья, то сегодня это становится одной из главных задач. Необходимо активизировать работу там, где запорожская продукция себя уже хорошо зарекомендовала. А это такие страны как Аргентина, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Иран и другие. При этом, решено осваивать и новые рынки, где требуется запорожская продукция и реализуются масштабные проекты. К примеру, в Перу, Катаре, Саудовской Аравии, да и в США, где существует рынок для трансформаторов большой мощности. Ведь на заводе есть запас производственных мощностей, которые можно использовать как преимущество в конкурентной борьбе. Ведь благодаря им можно предлагать самые короткие сроки выполнения заказов.



Знание – сила



Говоря о предусмотрительности руководства предприятия в докризисный период, следует отметить, что реализация вышеупомянутых проектов носила `ковровый` характер, если использовать военную терминологию. Практически все сферы деятельности ЗТР были проанализированы. В том числе и в области управления персоналом. В результате чего ЗТР было признано лучшим предприятием в Украине в области управления.

Последним новинкой стал проект `Знание – сила`, рассчитанный на молодежь. Сегодня средний возраст работников основных цехов составляет 34-38 лет. На некоторых производственных участках большинство сотрудников не проработали и трех лет, т.е. не успели приобрести необходимый опыт и квалификацию. Это связано с политикой предприятия по омоложению кадров в последние годы. Так сказать, побочный эффект. Поэтому сейчас и организована работа с молодежью по повышению квалификации в области чтения чертежей, проведения контроля за соответствием изготавливаемой продукции требованиям конструкторско-технологической документации.

Проводя политику подготовки кадрового резерва, ЗТР ведет работу по организации стажировки резервистов в различных подразделениях завода. Что, несомненно, поможет лучше понять весь производственный процесс, а также научит выработать комплексный подход к решению разнообразных производственных задач. На ЗТР не планируют сокращать рабочие места. Даже наоборот, совместно с заводом сверхмощных трансформаторов восстанавливается технология изготовления трансформаторов большой мощности, что потребует 400 дополнительных рабочих мест. Согласитесь, довольно редкое событие для промышленного предприятия в условиях всеобщего кризиса.

И еще о чем хотелось бы обязательно еще упомянуть, это о внедрении технологии перемещения грузов на воздушной подушке по наливным полам с отказом от использования мостовых кранов. Подобные системы уже нашли широкое применение в трансформаторостроении по всему миру, но в Украине и СНГ это первое масштабное внедрение принципиально новой технологии, облегчающее работу заводчан.

Грузоподъемность транспортной системы составляет 500 тонн. Перемещение трансформаторов на специальных платформах (паллетах) на воздушной подушке позволило сократить время на их подготовку к испытаниям и высвободить дефицитное крановое время для сборочных операций. В результате внедрение данного проекта повысило пропускную способность испытательной станции и сборочного цеха, сократило производственный цикл.

Так что, не останутся без трансформаторов ни энергетики, ни металлурги, ни другие потребители. Тем более, что по итогам первого полугодия темп прироста производства продукции на заводе вырос на 12 п.п. по сравнению с первой половиной 2008 года, когда о кризисе еще никто и не знал. Таким показателям можно гордиться в любое время при любом состоянии экономики. Причем, и на второе полугодие заказов меньше не будет. А, как известно, при наличии заказов всем понадобится и металл. Вот и радует то, что хоть кому-то удалось выдержать удары кризиса и обеспечить надежную работу энергокомплексов стран и предприятий. Значит, есть надежда, что скоро все вернется на круги своя.

Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 6215