Перспективы мирового рынка стали в августе

Перспективы мирового рынка стали в августе

Традиционно август является самым тихим месяцем на мировом рынке стали. Судя по всему, это правило не будет нарушено и в текущем году, поскольку на последний летний месяц придется не только пик сезона отпусков в западных странах, но и начало Рамадана (21 августа). К тому же, многие промышленные компании планируют приостановку производства в августе из-за нехватки заказов, так что спрос на стальную продукцию в этом месяце, очевидно, будет невысоким. Все это, впрочем, по-видимому, не помешает ценам на прокат продолжить подъем, начавшийся еще в середине июня. Металлургические компании ожидают активизации потребительского спроса осенью, однако до сих пор не понятно, оправдаются ли их надежды, или нет.



Все выше и выше



Летнее повышение цен на стальную продукцию (прежде всего, плоский прокат), охватившее практически все регионы мира, было вызвано, прежде всего, изменением соотношения спроса и предложения. Производство стали в западных странах, России и Украине в первом полугодии сократилось на 35-55% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, отражая не только реальное падение потребительского спроса, но и частичное его покрытие из накопленных ранее запасов. В результате, когда в июне-июле резервы были частично исчерпаны, и трейдерские компании приступили к их пополнению, выяснилось, что на рынке не так-то и много свободной продукции.

В первую очередь, это относилось к горячекатаным рулонам, стоимость которых возросла в США, Европе, странах Ближнего Востока и Восточной Азии на $40-60 за т в июне и еще на $40-80 за т в июле. Кроме того, в дефиците практически повсеместно оказалась оцинкованная сталь, а в странах Ближнего Востока в июне и первой половине июля ощущалась нехватка заготовок. Из сырьевых ресурсов резко подорожал металлолом, объемы сборов которого оказались не достаточными для покрытия всех потребностей.

Безусловно, рост цен был неравномерным. Так, в течение июля арматура потеряла свое былое преимущество по отношению к горячекатаным рулонам. Котировки на горячий прокат в США, ЕС, странах Ближнего и Дальнего Востока к началу августа повсеместно вышли, примерно, на один и тот же уровень – $540-570 за т CFR, прибавив порядка $120-150 за т за полтора месяца благодаря некоторому оживлению спроса и недостаточному объему предложения.

В то же время, на рынке длинномерного проката наблюдалась стагнация, связанная с депрессией в строительной отрасли. В Персидском заливе и странах Северной Африки арматура в конце июля котировалась, примерно, на уровне $470-480 за т CFR – практически, на том же уровне, что и месяц назад. В странах Евросоюза внутренние цены, как правило, не превышают $480-490 за т EXW. В США и Восточной Азии поставщикам в июле удалось добиться некоторого повышения цен, однако этот рост был перекрыт подорожанием дефицитного металлолома, превысившего $310 за т CFR в Азии (материал HMS № 1) и достигшего $280-295 за т CFR при поставках в Турцию.

Впрочем, по состоянию на начало августа, металлургические компании, представленные в секторах как плоского, так и длинномерного проката, рассчитывают на новый подъем цен в сентябре-октябре. В частности, производители горячекатаных рулонов предполагают довести котировки к началу четвертого квартала до около $580-600 за т CFR. На ближневосточном рынке арматуры некоторые специалисты прогнозируют выход на отметку $550 за т CFR после Рамадана, т.е. в конце сентября – начале октября. Однако многие эксперты высказывают сомнения в осуществимости этих планов.

В некоторой степени, подъем цен на плоский прокат в июне-июле не совсем соответствовал реальной рыночной ситуации. И месяц тому назад, и сейчас, наблюдатели отмечали отсутствие качественных изменений на рынке. Основной спрос в июле приходился на трейдеров, без особой спешки и ажиотажа пополнявших свои запасы продукции. Конечные потребители, как правило, нигде не проявляли особой активности. Причем, дружного возобновления закупок с их стороны, на которое, очевидно, рассчитывают как металлурги, так и дистрибуторы, может и не произойти.

Макроэкономическая ситуация в западных странах пока противоречива. С одной стороны, во многих странах заявляют о том, что пик кризиса уже позади. В ряде отраслей, прежде всего, в автомобильной промышленности наблюдаются очевидные изменения к лучшему. Стабилизировалась ситуация в финансовой сфере, куда за последний год были закачаны сотни миллиардов долларов государственных средств. Однако, с другой стороны, кредитный кризис еще не преодолен, потребительский рынок не оживился, строительная отрасль в большинстве стран находится в руинах и даже рост в автомобилестроении был вызван, по большей части, государственными стимулирующими программами и субсидиями. Пожалуй, рассчитывать на то, что осенью мировая экономика, как по заказу, пойдет на подъем, достаточно рискованно.

Между тем, многие металлургические компании запланировали свои действия на второе полугодие 2009 года именно в расчете на эту не бесспорную предпосылку. Увеличение производства стали в большинстве стран мира началось уже в мае-июне, а на август-сентябрь намечено возвращение в строй части мощностей, выведенных из строя на пике кризиса в конце прошлого – начале текущего года.

Скорее всего, в течение августа котировки на листовую сталь будут по инерции продолжать повышение, однако в начале осени рынок должен будет пройти нелегкое испытание на обоснованность этого подъема. Пока что рост цен обеспечивается, по большому счету, ожиданиями, но в сентябре-октябре эти ожидания должны будут пройти серьезную проверку практикой. И здесь именно рынок горячего проката, продемонстрировавший резкий скачок цен в июне-июле, может оказаться наиболее уязвимым.

В то же время, для стагнировавшего в течение лета длинномерного проката осень, действительно, может стать благоприятным временем. Ближневосточные компании летом отказались от пополнения запасов и, судя по всему, встретят Рамадан с полупустыми складами. С большой вероятностью это приведет к скачку спроса и цен в сентябре-октябре. К тому же, в это время завершится и сезон дождей в Юго-Восточной Азии, что должно привести к активизации строительного сектора и в этом регионе.

Таким образом, достаточно тихий и спокойный август, в течение которого на рынке, скорее всего, будут продолжать действовать прежние тенденции, а цены – медленно двигаться вверх, сменится весьма беспокойным сентябрем. Тогда и выяснится, насколько оправданы нынешние надежды металлургических компаний.

Впрочем, вне рамок этих процессов, по-видимому, останется Китай. В этой стране рынок стали развивается по своим законам, а процессы ценообразования там, очевидно, будут находиться под влиянием иных факторов.



Ценовая пирамида



В июле в Китае, как и во многих других странах, цены на стальную продукцию продолжали рост. Горячекатаные рулоны прибавили за месяц около $50 за т, практически достигнув к началу августа отметки 4000 юаней ($586) за т при поставке с металлобазы. При этом, в отличие от других регионов, параллельно шла вверх и арматура, превысив 4000 юаней за т еще в конце июля. На $100 за т и более подорожали за месяц холоднокатаные рулоны и оцинкованная сталь.

Китай представляет собой уникальный для нынешней мировой экономики пример успешного антикризисного менеджмента на государственном уровне. Правительство страны направило средства не на поддержку банковской системы (впрочем, справедливости ради отметим, что она не слишком пострадала вследствие кризиса), а на реализацию крупномасштабных строительных проектов и поддержку отраслей, потерявших экспортные заказы, за счет стимулирования внутреннего потребления.

Если во многих других странах объемы кредитования реального сектора экономики сократились вдвое по сравнению с докризисным уровнем, то китайские госбанки расширили финансирование более чем на 25%. Конечно, в будущем это может привести к обострению проблемы невозврата кредитов, но благодаря такой подпитке рост ВВП в первом полугодии превысил 7%, возросли инвестиции в недвижимость, увеличилось производство автомобилей. Потребление стали в Китае пошло на подъем, тогда как объем ее выплавки в январе-июне лишь на 1,2% превысил показатели аналогичного периода годичной давности. Это привело к сокращению китайского экспорта стальной продукции почти в 3 раза по сравнению с первым полугодием 2008 года. Фактически национальный рынок стали находится в настоящее время в состоянии автаркии и слабо связан с мировым.

Безусловно, резкое повышение цен на стальную продукцию в Китае, инициатором которого являются крупные металлургические компании, непрерывно взвинчивающие котировки, имеет достаточно заметную спекулятивную составляющую. Китайские эксперты справедливо опасаются переполнения национального рынка горячего проката и последующего снижения цен, однако по сравнению с западными странами уровень спроса выглядит намного более стабильным и устойчивым. Если в тех же США или Европе весьма вероятно падение цен на стальную продукцию в сентябре-октябре, то в Китае наихудшим вариантом по-видимому, будет стагнация на достигнутом – весьма высоком – уровне.

Наиболее серьезной проблемой для китайских металлургов в июле стала обеспеченность сырьем. Расширение объемов производства стали привело к подорожанию металлолома, железной руды, ферросплавов, поставки которых снизились в конце прошлого года из-за наступившего кризиса, да так пока не восстановились до прежнего уровня. К началу августа стоимость металлолома в восточных провинциях Китая достигла $360-400 за т с доставкой, индийский 63,5%-ный железорудный концентрат впервые с осени прошлого года превысил отметку $100 за т CIF, а средние цены на силикомарганец в последнюю декаду июля прибавили более $50 за т. В целом сырьевые материалы обходятся китайским металлургам на 30-100% дороже, чем в начале текущего года, при этом, судя по всему, в ближайшие несколько месяцев восполнить их дефицит не удастся.

В настоящее время стальная продукция в Китае уже стоит дороже, чем в США и Европе, причем, этот разрыв в августе, скорее всего, будет увеличиваться, поскольку китайские металлургические компании заявляют о новых повышениях. Еще одним признаком опережающего роста цен в Китае стал очередной скачок экспортных котировок, которые снова оказались существенно выше среднего регионального уровня. В конце июля китайские компании предлагали горячий прокат по $570-600 за т FOB, тогда как японские производители заключают контракты на поставку в августе-сентябре по $500-520 за т FOB.

Сейчас Китай находится в состоянии практического самообеспечения стальной продукцией. Однако ближе к концу года может возникнуть ситуация, когда потребности растущей экономики страны в прокате столкнутся с нехваткой сырья для выплавки стали. Кроме того, увеличивающийся разрыв между ценами на местном рынке и мировыми повышает заинтересованность китайских трейдеров в импорте. Не исключено, что осенью китайские компании, как в феврале-марте текущего года, начнут усиленно скупать дешевую стальную продукцию за границей.

Очевидно, для Китая, как и для других регионов мира, август станет промежуточным, переходным месяцем, когда продолжают действовать прежние тенденции, а новые являются больше потенциальными возможностями, чем реальными изменениями. Но если рост цен на китайском рынке и дальше будет происходить быстрее, чем в остальном мире, это уже осенью должно привести к серьезным последствиям.

Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 6301