Европейцам нужно набраться терпения

Европейцам нужно набраться терпения

Ситуация на европейском рынке стали становится все более гнетущей. Спрос на стальную продукцию очень слабый, большинство потребителей покупают прокат только для удовлетворения текущих потребностей и не хотят создавать запасов. Дистрибуторские компании ожидают дальнейшего понижения цен и оказывают давление на поставщиков, отказываясь от предложений на недостаточно выгодных, по их мнению, условиях. При этом, рост курса евро по отношению к доллару (до более $1,50 за 1 евро) делает европейский рынок все более привлекательным для производителей из-за пределов Евросоюза.

Правда, увеличение тарифов на фрахт во второй половине октября и недавнее повышение цен на стальную продукцию в Китае привело к прекращению китайской демпинговой политики. Стоимость горячекатаных рулонов китайского производства так и не опустилась ниже 360 евро ($540) за т CFR. Впрочем, нишу китайцев на европейском рынке тут же поспешили занять украинские компании. ММК им. Ильича предлагает горячий прокат в страны Восточной Европы по ценам порядка $485-490 за т DAF. Другие поставщики из СНГ котируют аналогичную продукцию на уровне $500-540 за т CFR/DAF, а базовые цены восточноевропейских заводов составляют около 380-390 евро ($570-585) за т EXW. Вообще минимальный уровень цен, выставляемых европейскими производителями, приближается к 360 евро за т EXW.

Судя по всему, цены на плоский прокат в Европе будут снижаться и далее. Уж очень пессимистично настроены участники рынка. Немалую роль в создании соответствующего настроения сыграл, в частности, недавний отчет региональной ассоциации Eurofer, представившей общественности свою точку зрения на эволюцию европейского рынка стали в 2009-2011 годах.

По оценкам Eurofer, потребление стали в европейской промышленности сократилось в первом полугодии на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а по итогам года спад составит 18,2%. Особенно сложная ситуация сложилась в автомобилестроительной отрасли. Завершение спонсируемых государством программ обмена старых автомобилей на новые в ряде стран ЕС обернулось резким спадом продаж. Согласно результатам опроса, проведенного в сентябре текущего года прокатной компанией Eurocar и фирмой по изучению общественного мнения Ipsos, 40% западноевропейцев рассматривают возможность отказа от одной из машин в семье, при этом, 83% из них указывают в качестве главной причиной высокие затраты на содержание автомобиля. Год назад при проведении аналогичного опроса в 7 странах Западной Европы доля `потенциальных отказников` не превышала 19%.

Как отмечают специалисты Eurofer, финансовый кризис и резкое увеличение безработицы привели к падению спроса как на потребительские товары, так на изделия промышленного назначения. И хотя экономическая ситуация в странах ЕС постепенно улучшается после прохождения через пик кризиса во втором квартале текущего года, недостаток финансирования и низкий уровень потребительской активности будут по-прежнему оказывать негативное влияние на европейскую промышленность. По прогнозу Eurofer, в 2010 году спрос на сталь в индустриальных отраслях региона увеличится только на 0,9% по сравнению с текущим годом и лишь в 2011 году этот показатель возрастет на скромные 4,0%.

Этот прогноз разительно отличается от цифр, которые две недели назад представила World Steel Association, ожидающая, что уже в 2010 году спрос на сталь в странах ЕС-27 прибавит 12,4% по сравнению с текущим годом. Впрочем, в WSA считают видимое потребление, т.е. с учетом расходования или накопления запасов. По данным экспертов ассоциации, в 2009 году данный показатель уменьшится в ЕС на 32,6% по сравнению с 2008 годом.

Однако так или иначе при оценке перспектив европейского рынка на будущий год пессимистичный прогноз Eurofer пока выглядит более вероятным, чем оптимизм WSA. Экономический кризис явно затягивается, причем, его влияние на реальный сектор экономики, очевидно, будет более глубоким и долгосрочным, чем предполагалось. В связи с этим достаточно смутными выглядят и перспективы европейской металлургической промышленности. Восстановление части мощностей в августе-сентябре, как уже выяснилось, стало преждевременным шагом, возможно, позднее европейским компаниям придется снова сворачивать выпуск. Этот год европейские металлурги еще продержались на старых финансовых резервах, созданных за предкризисный период процветания и высоких прибылей. Однако не исключено, что уже в 2010 году мы увидим первые банкротства в отрасли.

Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 6713