Система общественных велосипедов в Украине

Система общественных велосипедов в Украине

Компания Натаспорт в Украине занимается строительством спортивных сооружений, но и одновременно развитием новых направлений спортивной индустрии. Ниже речь пойдет о велоспорте и о том, как построить систему общественных велосипедов в Украине на примере Ялты. Развитие спорта в нашей стране - это задача каждого, говорит директор Натаспорт, и одновременно демонстрирует эту ответственность.

Сейчас в Европе действует более 400 BSS (по сравнению с 2001 годом – действовало только несколько). Большим опытом может похвалиться Великобритания, а именно Лондон. Среди стран-новичков до недавнего времени были Франция, Италия и Испания.

1. Оснащение и технология
Виды техники доступа
Применяются разнообразные техники доступа, в зависимости от величины системы, выбранной технологии и объёма финансирования.
Наиболее распространённым способом является доступ при помощи чип-карты.
Велосипед можно взять на прокат в терминале или – если считыватель карт в него встроен – считать карту в самом велосипеде.

Существуют некоторые системы, особенно в Италии, функционирующие с применением ключа. Перед тем, как арендовать, устанавливается личность пользователя, а затем он получает ключ из автомата или киоска.

Надзор обслуживающего персонала: некоторые малые системы работают без какой-либо техники проката. Велосипеды выдаёт находящееся в точке проката лицо, обслуживающее его.

Применяемые в BSS системе велосипеды различного качества и конструкции, но обладают следующими общими чертами.
Износостойкие элементы.
Уникальная узнаваемая конструкция.
Одна величина для всех.
Место для рекламы.
Велосипедные замки.

Парковочные станции отличаются между собой техническими решениями. Очень редко есть решения без парковок.

Без продвинутой техники: велосипед пристегнут к парковочной точке (стойке) механически при помощи замка, встроенного в стойку, или при помощи замка, установленного на велосипеде. Информация о станции, способах проката и ближайших парковках находится на информационном табло.

Технически продвинутые имеют парковочные пункты соединенные терминалом (выдающий автомат). Велосипеды берутся на прокат в терминале или парковочном пункте, которые могут быть оснащены сенсорным дисплеем, считывателем карт, информационным табло и рекламной площадью.

2. Организация способа реализации услуг
Радиус действия и плотность: большинство городских систем покрывает только центральные и туристические части городов, размещая станции каждые ок. 300 м. Более длительные расстояния между прокатами возможны.
Доступность услуг: как время работы, так и периоды проката в различных городах различаются от сезонности, до временных суточных различий.
Общественные велосипеды. Регистрация: требуется практически во всех BSS во избежание кражи велосипедов и гарантии поступления оплат. В большинстве систем можно регистрироваться различными способами: на самой станции, через Интернет, на почте, по телефону, лично. Стоимость регистрации может составлять от 0 до нескольких десятков гривен в зависимости от периода регистрации (одноразовая, однодневная, недельная, месячная, годовая). В рамках оплаты регистрации иногда предусматривается возможность получить 30 бесплатных минут.

Оплаты: задуманы таким образом, чтобы поддерживать цели вело путешествий. Многие сети поощряют краткосрочные прокаты (например, первые 30 минут бесплатно, а затем оплата за каждый километр может возрастать прогрессивно и достигать дневного максимума, высокого, как штраф), в других — платный период начинается уже с первой минуты, а оплата растет линейно со временем и достигает самого низкого значения дневного максимума. В большинстве BSS применяются штрафы или удерживается залог за невозвращение или повреждение велосипеда.

Информационные каналы распространения информации как традиционные, так и с помощью мобильной телефонии.

Интеграция с общественным транспортом: возможно три канала интеграции:

- интеграция информации (информация о прокате сочетается с информацией, представленной в общественном транспорте)
- физическая интеграция (пункты проката сочетаются с остановками общественного транспорта, что может снять нагрузку на пути сообщения в часы пик)
- интеграция доступа и оплат (например, одна карта может обеспечивать доступ и оплаты как в общественный транспорт, так и аренду велосипедов)

Для Ялты можно рассмотреть пилотный вариант размещения двух станций по концам набережной и возможность интеграции с «Картой крымчанина» и «Картой гостя».

3. Финансирование
Расходы по финансированию делятся на инвестиционные по запуску и эксплуатационные.
Исходя из опыта Европы, инвестиционные расходы на 1 велосипед составляют 3500 – 4000 евро. Оптимальным считается решение 15 велосипедов на 1 приемку.

Для Ялты (2 станции по 15 велосипедов каждая) прикидочная инвестиционная часть расходов составит ок. 105000 – 120000 евро. Эксплуатационные расходы варьируются в зависимости от технического уровня.
Из опыта туристических городов Европы такие пункты сдаются в краткосрочную и среднесрочную аренду с вариацией стоимости на пик сезонности.
Мнение редакции может отличаться от мнения автора.
+380 50 155 XX XX +380 50 155 9192
+380 50 155 XX XX +380 50 155 9192
+380 50 155 XX XX +380 654 341 266
Идентификатор: 10456