Украинская оцинковка будет дешевой и качественной

Украинская оцинковка будет дешевой и качественной

Плоский прокат с защитным покрытием несмотря на кризис пользуется в Украине все большим спросом, но национальные производители все еще не готовы удовлетворить потребности рынка. Однако большая доля импорта и общий рост объемов потребления стали стимулом для строительства в Украине новых производств по цинкованию и нанесению полимерных покрытий. В текущем году запускаются сразу двух новых завода по производству оцинкованного проката, которые позволят обеспечить украинский рынок достаточным количеством продукции. А развитие передовых отечественных технологий цинкования позволит решить и проблему качества изготавливаемой продукции.



Основные игроки



До недавнего времени в Украине существовало лишь три производителя оцинкованного плоского проката – ОАО `ММК им. Ильича` (Мариуполь), ЗАО `Модуль` (Каменец-Подольский) общей мощностью 250 и 200 тыс. т соответственно и ОАО `АЗСТ-Колор` (Антрацит), способное ежегодно производить до 70 тыс. т проката с полимерным покрытием.

При этом, каждое предприятие имело свои недостатки.

Так, ОАО `ММК им. Ильича` – единственное в Украине предприятие с полным циклом производства оцинкованного листа (от чугуна до готового товара), которое долгое время оставалось основным поставщиком проката с защитным покрытием для отечественного потребителя, имеет в своем арсенале оборудование, изношенное уже почти на две трети. А это значит, что качественного защитного покрытия на его продукции добиться практически невозможно.

Хотя многие отечественные предприятия и используют мариупольскую оцинковку при выпуске гнутого профиля различного назначения, тем не менее, около половины украинских потребителей предпочитают импортный прокат с покрытиями, поступающий от таких производителей и их дилеров, как Arcelor Mittal, Ruukki (Финляндия), US Steel Kosice (Словакия), ThyssenKrupp, Eco Stahl (оба – Германия), Pruszynski (Польша), Voestalpine (Австрия), Corus (Великобритания), Posco (Южная Корея), а также российские `Северсталь` и Магнитогорский меткомбинат.

Проблема качества не дает развернуться на полную мощность и ЗАО `Модуль`. Предприятию не помог даже запуск реверсивного стана холодной прокатки мощностью до 200 тыс. т в 2007 году. Предприятие лишь в первой половине 2008 года смогло работать на уровне плановых объемов выпуска. С конца 2009 года и до апреля текущего года из-за падения внутренних продаж производство оцинкованного плоского проката вообще было остановлено.

Сегодня предприятие загружено приблизительно на 40%, работая, в основном на внутренний рынок. В качестве подката используется холоднокатаный прокат производства комбината `Северсталь`, тогда как собственный стан холодной прокатки `Модуля` по-прежнему простаивает – как и линия по нанесению полимерных покрытий.

Предприятие ОАО `АЗСТ-Колор` работает в составе компании `Ruukki Украина`. Основой продукции завода является оцинкованный холоднокатаный прокат, который закупается на родственном предприятии в Финляндии, что, с одной стороны дает более высокое качество продукции, а с другой, существенно отражается на ее себестоимости. Поэтому прошлогодний кризис не лучшим образом отразился на мощностях предприятия.



Новички могут потеснить импортеров



Невозможность основных украинских производителей оцинковки в полной мере обеспечить внутренний рынок достаточным количеством продукции соответствующего качества привело к появлению новых игроков в данном сегменте украинского рынка. Так, 24 апреля текущего года в Алчевске открыли новый завод `Металлы и полимеры` с полной проектной ежегодной мощностью 100 тыс. т проката с покрытиями.

Завод был построен менее чем за два года. Общая сумма вложенных инвестиций составила 400 млн. грн. Инвестором выступила металлотрейдерская Восточно-Украинская металлургическая компания. Финансовым партнером предприятия стал `Альфа-банк`, современные технологии поставила австралийская компания Bronx International Pty.Ltd.

На сегодняшний день завершен первый этап введения завода в эксплуатацию. Запущена линия нанесения полимерного покрытия, которая позволяет наносить грунтовое и лакокрасочное покрытие как на внешней, так и на внутренней стороне оцинкованной металлической полосы. В августе-сентябре этого года планируется запустить вторую линию – цинкования. Таким образом, получится замкнутый цикл: покупая листовую сталь без покрытия, `Металлы и полимеры` будут продавать окрашенный оцинкованный продукт.

В качестве основного рынка сбыта руководство завода рассматривает исключительно Украину. С выходом на полную проектную мощность предприятие планирует занять 33% соответствующего сегмента металлорынка Украины (потребность рынка сегодня составляет около 300 тыс. т), потеснив, в первую очередь, импорт.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия можно выделить современность производственной линии и скорость выполнения заказов. По словам представителей `Металлы и полимеры`, завод использует оборудование нового поколения, которое позволяет производить любое количество стали без ограничений по объему. Чтобы купить оцинкованную и окрашенную сталь определенного цвета на российском, турецком или польском предприятии, заказчик вынужден заказывать достаточно большой объем: 500-1000 т одного цвета. На предприятии же `Металлы и полимеры` нет ограничений, минимальный объем заказа составляет всего одну тонну. В ближайшем будущем завод планирует выполнять заказы в течение одной недели, что для заграничных конкурентов практически недостижимо. На предприятиях за рубежом потребители должны заказывать большие объемы за месяцы вперед.

В 2010 году в Украине запускается еще один завод по производству оцинковки – криворожский `Юнистил` с годовой мощностью 100 тыс. т, оснащенный оборудованием непрерывного горячего цинкования. Строительство завода проводилось на протяжении всего прошлого года. В марте текущего года закончен монтаж оборудования линии, а в июне запланировано производство первых 4000 т оцинкованного проката.

Инвестиции в предприятие составили $21,5 млн. Одним из инвесторов проекта выступила компания `Юнистад`, производящая ежегодно около 60 тыс. т оцинкованной стали в г. Дзержинске (Россия). Поставщиком нового АНГЦ выступила компания Dongbu (Южная Корея). Возможности печной линии горячего цинкования позволяют выпускать оцинкованные рулоны толщиной 0,4-2,0 мм шириной до 1250 мм. Первоначально предполагается, что в качестве подката для выпуска покрытого проката будут использоваться х/к рулоны российского производства (`Северсталь`).

В дальнейших планах компании намечено расширение мощностей по выпуску покрытого проката. В частности, рассматривается возможность строительства линии по нанесению полимерных покрытий, а также собственного стана холодной прокатки. Однако в настоящий момент данные проекты находятся лишь на начальной стадии.

В целом на предприятии будет производиться продукция высокой ценовой категории, что позволит бороться за рыночную долю не только с отечественными производителями, но и с импортом, а в перспективе начать работу на экспорт.



Передовые технологии



В условиях экономического кризиса определяющим фактором при покупке проката для украинского потребителя остается оптимальное соотношение цены и качества. В принципе, запуск двух новых заводов `Металлы и полимеры` и `Юнистил` производительностью по 100 тыс. т в год каждый позволит увеличить объемы украинского рынка металлопроката и повлияет на снижение цены продукции. Однако разрушить стереотип украинских потребителей относительно низкого качества отечественного оцинкованного металлопроката станет возможным только благодаря использованию высокотехнологичного оборудования производственных линий не только на новых заводах, но у `старожилов` украинской оцинковки.

Во многих областях применения оцинкованной стали, например, в автомобильном производстве, выдвигаются все более жесткие требования к качеству ее покрытия. Оцинкованный материал не должен иметь на своей поверхности таких включений, как остатки флюса, изгари, золы, дросса и цинковых оксидов. Цинковое покрытие должно быть сплошным, беспористым и равномерным.

Стандартная технология горячего цинкования уже не всегда может обеспечить выдвигаемые требования. Стальной барабан, держатели и стабилизирующие валки, погруженные в жидкий цинковый расплав, вместе со стальным листом являются источником железа, которое, растворяясь в цинке, образует интерметаллиды, увлекаемые листом и остающиеся на его поверхности. Воздушные ножи, используемые для сдува излишков цинка, не могут обеспечить равномерность покрытия. Несмотря на то что скорость газа достигает почти скорости звука, нет возможности получить достаточно тонкое покрытие, поскольку из-за низких температур газа покрытие замерзает.

Научно-техническая компания `Нет Шейп Каст (Украина)`, созданная в 1992 году с целью создания концептуальных разработок в области применения магнитной гидродинамики в металлургии, разработала новую технологию непрерывного горячего цинкования стального листа и проволоки, которая включает использование электромагнитного блока, сочетающего электромагнитный цинкователь и газово-электромагнитный нож.

`Одним из наиболее важных узлов агрегатов горячефазного нанесения покрытий является ванна, так как от ее надежности и работоспособности в значительной мере зависит работа всего агрегата цинкования, – рассказывает специалист `Нет Шейп Каст (Украина)` Виктория Буряк. – Однако существующие технологии горячего цинкования стального листа в ваннах имеют серьезные недостатки, такие как образование интерметаллидов (дросса) и цинковых оксидов (светлая окалина), которые увлекаются листом и остаются на его поверхности. Это значительно ухудшает как антикоррозийные свойства листа, так и его товарный вид. Наряду с проблемой качества покрытия листа для традиционного оборудования нанесения горячефазного покрытия актуальна также проблема цинковального тигля, которая заключается в необходимости периодического прекращения процесса нанесения покрытия специально для очистки ванны от дросса. Так, при очистке цинковального тигля объемом 300 т простой оборудования составит около 15-16 часов. Устранение причин появления дросса путем ликвидации основного источника его образования – погружного валка с другими железными элементами внутри тигля, и уменьшение времени контакта поверхности стального листа с цинковым расплавом – одно из наиболее эффективных направлений улучшения качества стального листа в процессе цинкования. Оно положено в основу создания современных технологий нанесения цинкового покрытия горячим способом`.

Новый процесс нанесения покрытия с использованием электромагнитного цинкователя и газово-электромагнитного ножа, предлагаемый компанией `Нет Шейп Каст (Украина)`, принципиально отличается от традиционного способа нанесения покрытия. Он рассчитан на промышленную полосу толщиной от 0,20 до 2,00 мм и шириной до 1500 мм при скорости до 200 м/мин. Для использования его на действующих непрерывных линиях необходимо заменить только оборудование участка нанесения покрытия. Остальное оборудование линии, в основном, остается без изменений. Новый узел состоит из:

Ø цинковальной ванны, оснащенной магнито-гидродинамическим затвором, со щелевым каналом для вертикальной проводки листа (проволоки),

Ø печи плавления для расплавов покрытия, оснащенной насосом для подачи жидкого металла из печи плавления в ванну нанесения без доступа кислорода воздуха и его циркуляции,

Ø дополнительного электромагнитного блока к имеющемуся воздушному ножу, а также оборудования центрирования и стабилизации полосы.

Основные трудности, с которыми пришлось столкнуться при разработке данной новой технологии, по словам Виктории Буряк, – обеспечение стабильности свободной поверхности жидкого металла при его левитации. Чем шире лист цинкуется, тем свободная поверхность больше и тем сложнее обеспечить ее устойчивость.

Однако преодоление трудностей окупится с избытком, ведь новая технология дает возможность сокращать энергетические затраты на плавление и поддержание температуры жидкого металла на участках нанесения и приготовления расплавов, значительно уменьшать отходы производства и улучшать свойства товарной продукции. Капитальные затраты при использовании новой технологии снижаются в 2-3 раза по сравнению с традиционным процессом, а эксплуатационные расходы – до 18% (при традиционном цинковании они составляют около 60% от стоимости листа). Ведь обычно при традиционном непрерывном горячем цинковании для оцинковки 1 т стального листа предприятию в среднем необходимо около 35 кг цинка. Количество цинка, из которого образуется донный дросс в виде интерметаллидов, составляет 9-13% от объема металла, участвующего в процессе. Убрав из ванны цинкования погружное оборудование, которое является источником железа для образования донного дросса, на оцинковку 1 т стального листа предприятие в среднем будет тратить около 31 кг цинка, так что экономия только лишь на само приобретение цинка составит около 11%.

Ольга Фомина
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 7461